Геймификация маркетинга - это применение механик, свойственных компьютерным играм, для вовлечения потребителей, повышения лояльности и стимулирования сбыта. Геймификация входит в топ-10 трендов, меняющих розничную торговлю.
Цель данного руководства - сформировать общее системное представление о внедрении игровых механик в маркетинге, без углубления в технические детали.
Процесс геймификации состоит из следующих шагов:
В первую очередь необходимо определить конкретные цели, ради достижения которых внедряется геймификация. Такими целями может быть увеличение объема продаж, повышение лояльности потребителей, формирование сообщества бренда, привлечение новых клиентов, проведение маркетинговой акции, стимулирование продаж отдельных товаров или услуг и т.д.
Геймификация - это технология управления поведением, учитывающая психологические особенности разных типов и категорий игроков: возраст, соотношение полов, особенности менталитета, преобладающие психотипы.
Известный эксперт по искусственному интеллекту и социодинамике виртуальных миров Ричард Бартл разработал систему определения психотипов, известную как "Тест Бартла".
Тест Бартла разделяет игроков на четыре психотипа, для каждого из которых применяются особые приёмы мотивации:
Понимание психологических характеристик потребителей позволяет в дальнейшем правильно подобрать инструменты вовлечения.
В соответствии с поставленными целями и характеристиками аудитории разрабатывается игровая модель.
К примеру, если аудитория преимущественно женская, с преобладанием ачиверов и социалайзеров, следует сделать акцент на возможности получать и накапливать награды за активность, сравнивать награды с другими игроками, обсуждать их и делиться через социальные сети.
Для исследователей будут более привлекательны сценарные квесты, в которых не известно, каким будет следующий шаг и что окажется в самом конце.
Киллеров простимулирует возможность получить преимущество над другими игроками (и особенно возможность его потерять), игровые битвы, соревнования, публичные награды за победы.
Балансировка игры - это проработка игровых параметров таким образом, чтобы гейфмикация достигала поставленных задач, а игровой процесс был логически выстроенным и увлекательным.
На данном этапе просчитывается, какие конкретно действия должен совершить клиент, в какой последовательности и в каком количестве, чтобы получить какую-либо награду, пройти квест, выйти на новый уровень и т.д.
Балансировка должна выстраиваться таким образом, чтобы по мере погружения клиента в игру, постепенно увеличивалась сложность получения наград. Потому что если награды будут доставаться слишком легко - это их быстро обесценит. Если награды окажутся слишком труднодостижимыми - это так же оттолкнет игроков.
Игровые интерфейсы могут включать в себя следующие элементы:
Игровой функционал подключается к IT-инфраструктуре предприятия для того чтобы автоматически регистрировать игровые события, такие как покупка, оставление отзыва, звонок в поддержку и прочие.
В процессе игры важно анализировать следующие показатели:
На основании этих данных оценивается эффективность геймификации. По мере того как вовлеченность, коммуникации или количество определенных действий понижается, их можно дополнительно стимулировать обновлением игровой механики: запускать новые задания, награды, соревнования или розыгрыши.