Вероятность - это очень сильный инструмент, позволяющий придать игровому процессу атмосферу непредсказуемости и усилить вовлеченность. Игра, в которой присутствует разнообразие, элемент неожиданности и шанс значительного выигрыша, хоть и виртуального, существенно обостряет ощущение предвкушения и интерес к изучению игрового контента. В видеоиграх вероятность используется для различных целей: для генерации игрового мира, для определения различных игровых характеристик, для определения состава выигрыша и т.д.
Определение выигрыша случайным путем на игровом сленге называется «дроп» (англ. «drop» - падать). Когда игрок побеждает компьютерного персонажа, ему случайным образом выпадает добыча в виде различных игровых предметов, так называемый «лут» (англ. «loot» - добыча). Эти предметы можно использовать в игре, распределить между игроками группы, подарить или продать за игровую валюту.
Аналогичным образом работают лутбоксы, с разницей в том, что для получения лутбокса обычно не нужно никого побеждать. Достаточно просто купить его, а затем открыть, чтобы получить случайный комплект игровых предметов. Эта механика часто используется для монетизации в популярных видеоиграх, что в некоторых странах привело к регулированию лутбоксов на законодательном уровне.
Выпадающие предметы обладают внутриигровой ценностью и могут быть использованы в различных игровых сценариях. Классический пример использования игровых предметов - это так называемый «крафт» (англ. «craft» -ремесло). Например, когда вы собираете определенный комплект ингредиентов, а затем создаете из них некий игровой предмет, который используете для прохождения квеста. Это может быть эликсир, повышающий игровые характеристики, ключ для открытия портала, и т.д.
Ценность игровых предметов определяется множеством факторов и характеристик, но в целом, стоимость предмета пропорциональна усилиям, которые должен приложить игрок, чтобы получить этот предмет. Таким образом, предметы, созданные посредством крафта, как правило, дороже их компонентов. По мере прохождения игры и роста уровня игрока, повышается и ценность предметов, которые находит игрок. Предметы также могут быть разделены на определенные категории по сложности приобретения, по редкости выпадания, по уровням и по игровым характеристикам. Например, «обычные», «улучшенные» и «эпические» предметы разных уровней.